Горит свеча, и мглистый воздух в страницах ветром шелестит.
Старик, вздыхая гладит волос и хлеба черствую ковригу,
Грызет зубов былых остатком и громко челюстью хрустит.
Уже заря снимает звезды и фонари на Невском тушит,
Уже кондукторша в трамвае бранится с пьяным в пятый раз,
Уже проснулся невский кашель и старика за горло душит,
А я стихи пишу Наташе и не смыкаю светлых глаз.
23 января 1935
Даниил Хармс
Раньше не могла оценить и полюбить это место, а мама давно его любит - с тех пор, как Тоня Глиммердал была маленькой, и мама там её пасла среди коттеджей посёлка соцгородка близ авиазавода.
В общем, до своей тридцатой зимы я никаких ассоциаций, кроме неприятных (падение самолёта Руслан на жилой дом и детский дом), не испытывала к этим местам... ну, нет, ещё я оттуда иногда возила экскурсии - школы и садики, а ещё раз у меня там на глазах собаки разорвали кошку напополам... а тут съездила в собственный день рождения в советскую больницу, пролежала там двадцать один день и... полюбила это место. Благодаря девицам Глиммердал, которые меня там развлекали все дни.
У меня там когда-то жила сестра... мы даже с мамой пару раз к ней ездили. И Майя там жила, но... мне всегда казалось, что место это не совсем для неё. Также часто герои моего ЖЖ живут в местах... чисто фиктивных. Может, их физические тела там и ночуют, но... это места не для них. Сама я тоскую именно по таким местам. Конечно, это просто тоска по детству. Сюда же: моральная травма слома исторических эпох, общая неприкаянность, растерянность, инфантильность, вечный эскапизм "поколения полураспада" и т.д.
Бегали почти бегом - пятнадцать тысяч шагов накрутили - холод... было в тот день около нуля, поэтому всё бегом, а потом надо было уже бежать искать туалет. В бывшей фабрике кухне кафе было закрыто, поэтому мы бежали ещё две-три остановки - от стелы с римскими такими крыльями (как на шлемах у нуменорцев) - эмблема авиазавода - до "КАФЕ" - так во всех советских микрорайонах называется какая-нибудь из остановок, правда? Там мама испуганно отпрянула назад, когда увидела малиновые шторы, вишнёвые скатерти, белые скатерти, стулья с позолотой, необозримые и неуютные столовские пространства первого этажа сталинки. И мальчик-официант в белой рубашке, кожаные папки меню - всё, как "полагается" (во всём мире такие скучные места есть). Но потом мы увидели цены и... решили кутить. Гадали: какой пирог принесут за двадцать рублей? Посуда настоящая, пирог отличный (тесто, а сверху курага, чернослив, помадка как в детстве)... Пирог был так вкусен, что я его сожрала и... даже не успела сфотать. И только кофе, как сказала моя подруга Оля, с буржуазным оттенком! - это про цену. Успела съесть шапку пены сверху, а потом уже сфотала. Действительно вкусный и крепкий. Не хуже, чем в Венеции или Риме.
Фабику-кухню щёлкнула на бегу, но вспоминала:
И вот хозяйка сидит в столовой
и ест (предположим) куриный бульон.
Бульон, который она взяла
за очень низкую плату,
который варился в громадных котлах
девушками в халатах.
А перед хозяйкой цветы горят,
как лучшие в мире горелки,
а сбоку хозяйки, как звезды, блестят
ошпаренные тарелки.
— Я. Смеляков — «Над Москвой летят дирижабли», 1931...
Забавно так... в местной, к сожалению, кафе "Иркут" закрыто, а внизу её продают в основном пуховые платки и солёную рыбу. Бр-р-р!
В подворотне девиц Глиммердал... цитата из В. Хлебникова. Хорошо!
и почему-то Джон Леннон:)
перед тем, как ехать, ели кашу, т.к. было холодно (вернее, я ела, мама варила, но сама ещё не была на улице и не нуждалась в дополнительном тепле!):
- это был мой вид из окон больницы, конечно же...
- хэллоуин близко!
- жаль, что парадные в Иркутске нигде-нигде не прижились... нет в нас ни шика, ни лоска ни в ком.
всяческие коммунистические "яства", о которых выше:
- вместо фотки "я в туалете" (это холл).
- ложечки из детства...
мы с мамой потом пошли в магазин, где продают секаторы, рукомойники, хрусталь, лейки, мыло, будильники, грабли, ледянки, хлопушки, и т.д., где купили смешную сахарницу, белую кружку с гусями "на память".
Так, в честь экскурсии в Тальцы, я купил себе платье в зелёную и красную клетку, напоминающее детство и байковый халатик... что-то очень уютное. Детям и коллегам нравится.
остатки сладки:
- всё смотрела на эту "пожарку" из окон больниц и машин и мечтала погулять вокруг...
изнутри дворика она выглядит ужасно!
И напоминает страшные-престрашные башни в итальянской Болонье - всегда меня пугали...
и на скверик с гипсовыми вазонами (у нас, в Иркутске, ничего подобного не сохранилось толком.. вот и езжу по Ангарскам и 2-ым Иркутскам):
фабрика-кухня и тоже заваленная... потому что реально... бегом по холоду!
дома грелись тыквенным супом: