Goldberry Proudfeet (мисс энни, анна андреевна) (goldi_proudfeet) wrote,
Goldberry Proudfeet (мисс энни, анна андреевна)
goldi_proudfeet

Category:

Родное имеет право быть несовершенным и смешным...

Статья о литературных вечерах (пришлось её тут для студентки-практикантки доставать из недр, а потом я подумала, что пусть лежит в моём ЖЖ, т.к. это редкая моя статья для школьного сайта, которой я была безоговорочно довольна). Ну и объясняет литературные гостиные худо-бедно:

Каждый год, когда зимние праздники позади, а до каникул далеко как до старости и совершенства, приходит время праздника в непраздничное время — литературной гостиной.

Оглядываясь назад и вспоминая, как всё начиналось в далёком 2005 году с лёгкой руки романтичной Инны Вячеславовны, не могу не отметить, что идея литературных гостиных оказалась жизнеспособной и вполне продуктивной. Хотя идеальным было бы воплощение идеи в крепкую традицию, какой стали, например, балы в нашей школе. Когда знамя, которое нёс выпуск 2009, перешло в классы, которые шли за ними; его подхватили, поддержали и... всё оно как будто живёт и происходит само — фактически без участия учителей. С другой стороны, литературный вечер не коллективное мероприятие, не массовое, а личное, интимное... и всегда оно будет носить отпечаток личности ведущего, который его направляет, поддерживает, задаёт тон, ритм, даже цвет, размер... словом, оформляет его целиком — его длину, его декорации, освещение, выбирает его тему в конечном итоге!.. Хоть и советуясь с окружающими...
И если автор идеи всегда выбирала тему любви, то, боюсь, мне никогда не хватит серьёзности, чтобы придерживаться этой благодатной темы, а хочется разбрасываться и говорить обо всём, что волнует: будь то остывающая дружба, неслучившаяся судьба, истинное предназначение, проблемы с естественными или точными науками, невероятно тёплая (или холодная!) зима, вкусные вафли, нежелание жить и работать, норвежские фьорды, непонимания между людьми, предательство, ненависть, воспоминания о прошедшей и лучшей жизни, благородстве, о невыплаченных долгах; я хочу, чтобы на гостиных были также «пруд с убийцами и вышивание крестиком», как сказал бы автор пьесы «Питер Пэн». Словом, чтобы на вечер могли прийти и невлюблённые тоже. И вообще, возможно те, кто в феврале тоскуют, хандрят и не видят особого смысла ни в чём, но именно, чтобы напомнить себе: «это не значит, что смысла нет — это значит, что я его просто не ощущаю». Ну, и посмеяться, конечно, тоже... возможно, это вообще то, ради чего я сама туда прихожу. Ну, и ради песен нашего Олега Серапионовича, конечно же!..

Надо сказать, что два года подряд ему и Елене Николаевне приходилось вести литературные гостиные, т. к. я брала тайм-аут в связи с обстоятельствами моей беспокойной биографии. И только тогда поняла, как сильно я дорожу «наследством» Инны Вячеславовны, ревниво наблюдая со стороны с деланным равнодушием, ибо только ленивый не писал мне о том, что не понравилось, а я сидела и варилась в чувстве вины: как если бы оставила своего ребёнка, а сама уехала навсегда. Хотя до этого считала дитя довольно чахлым, вялым и вообще крайним.
Если из концерта всегда можно сделать эффектный и готовый «показ», то здесь основное правило «спонтанности» здорово мешает глянцевитости картинки, которую бы хотелось видеть. Часто спрашивают: — Отчего бы не раздать учащимся стихотворения, чтобы они их подготовили, а потом прочли? Или проверить их перед тем, как выпускать на сцену?
Ответ: — Именно потому, что литературный вечер это не официальное мероприятие, а для души... это домашнее, родное. А своё, родное и редкое (к вопросу о том, почему литературный вечер проходит только раз в год) имеет право быть несовершенным. И даже смешным... и неловким, и неуклюжим. Зато точно своим, а не тем, что Марья Петровна дала на бумажке и строго велела выучить к новогоднему вечеру или международному женскому дню.

Инна Вячеславовна (автор проекта) присутствует на всех вечерах и ревниво оберегает их от превращения в концерт. Чтобы искра спонтанности и безудержного вдохновения если и не блистала, то хотя бы тлела. Возможно, просто она больше доверяет судьбе и людям. Мне же всегда хочется проконтролировать ситуацию, подстраховаться, подготовиться... и я не слишком верю в наличие спонтанности у обычных людей — не актёров и не тех, кто будут поступать в театральное училище. В одном мы единодушны: на гостиных должно быть, в сущности, два правила: ученик, который собрался прийти на литературный вечер, должен быть старше четырнадцати лет; и он должен напрочь забыть о том, что у него есть сотовый телефон (не в качестве видеокамеры или фотоаппарата). И даже, если ученик читает популярный стишок из социальной сети, то уж будь добр — выучи его наизусть, а не читай. Мы робко верим, что к моменту получения паспорта ты, родной, худо-бедно умеешь разбирать буквы... С другой стороны, литературный вечер традиционно состоит из смущения, наших ошибок, камерности, задушевности... словом, если концерт — это репетиция жизни, то литературные вечера — это сама жизнь. Во всех её проявлениях. И где-то нужно перетерпеть, поплакать, похихикать, поскучать, смутиться... возможно пережить чувство глубокого стыда за своих близких: каждый раз, когда я вижу человека, который, спотыкаясь, читает что-то по бумажке или с телефона — сердце кровью обливается. В жизни сердце так сжимается, когда родные старческие руки начинают неловко прыгать с целью нашарить очки или корвалол. Всё это вещи одного порядка.
Для того, чтобы не только умирать от «жалости неисцелимой» или грустить о нашем несовершенстве в искусстве декламации, нужны бодрые номера с музыкой, танцами и песнями. Без них невозможно полноценно воспринимать тексты разной степени сложности и длины: внимание рассеивается. В этом году огромную поддержку в подготовке сценок и музыкальных номеров оказали молодые преподаватели — Александра Андреевна Мордвинова и Ирина Александровна Анисова. Без них ничего бы просто не было; зато теперь появилась надежда на движение вперёд, дальше, дальше, выше.
Также литературный вечер - это попытка "поднять планку", пусть и безуспешно, ибо в определённом возрасте... к чёрту возраст! Всегда были и будут любители массовой культуры, всегда будут любители того, что крайне модно или просто примитивно. Опять же... есть круг стихов, который ты, забавляясь, слушаешь из года в год, оправдывая всё тем, что только у меня слоновья память, а все слушают как бы впервые, хотя, возможно, кто-то ещё тайком ведёт подсчёт, сколько раз прозвучит то или иное стихотворение. Есть и тайные недоумения — например, сейчас фактически не звучит немодный Маяковский, но зато гумилёвский «Жираф» всегда «на вершине чарта», если прибегнуть к cовременному языку. И, должна отметить, что стихи вообще редки — вальдорфцы сильны в пении, а не чтении. Планы на будущее ясны, мне кажется: научиться не только петь, но и читать. Наизусть, глядя в глаза, обмирая от собственной смелости. Ясный план на всю жизнь, не правда ли?

Анна Андреевна Злобина,
учитель английского языка и литературы,
2016 год

Tags: вальдорфское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment